РА


Египет — страна солнца. Искусство Древнего Египта проникнуто светом, радостью, красотой. Не удивительно, что в такой стране и у такого народа возник и стал главенствующим культ бога Солнца — Ра.
Далеко не сразу этому богу было определено первенство в небесном пантеоне. С развитием земледелия архаичные доисторические культы животных начали меняться. Так, у божественного сокола Гора и его жены небесной коровы Хатхор на голове появился солнечный диск. Повлияло на мифологию и укрепление единого государства, для которой огромное значение имели не только земледелие, но и передвижение по могучей водной артерии, соединяющей страну — по Нилу. Не случайно символически считалось, что по небесному океану (или небесному Нилу) Ра перемещался на божественной ладье.
Видимое Солнце постоянно меняется, и это нашло отражение в египетской мифологии. Утреннее Солнце называли Хепри. Это имя — производное от глагола «существовать». По-видимому, появление Солнца воспринималось как залог существования, бытия, жизни. «Зрелое» дневное светило получило имя Ра, а вечернее — Атум.

Сам по себе солнечный диск тоже именовался особо: Атон. Как верховное божество в нашем мире Ра постепенно заместил поклонение более древних форм Атуму – произродителю самой Вселенной, практика и ритуалы которому были слишком трансцендентны обычной жизни и чаяниям людей.
Центром культа Ра был город Иуну (по-гречески — Гелиополь - Солнцеград). Примерно 2500 лет до н.э. возвысилась V династия Древнего царства, происходившая из Иуну, Ра превратился в общеегипетского Владыку Вселенной, вобрав в себя атрибуты Атума.
В Иуну-Солнцеграде была популярна своя версия сотворения мира, согласно которой Ра - Хепри восстал из неоглядного Нуна и не увидел поначалу места, куда можно было ступить. И тогда воздвиг он земляной холм Бенбен. Дабы создать все сущее, Ра оплодотворил самого себя («упало семя в мой собственный рот»).
После этого он «изрыгнул» бога воздуха и ветра Шу, а также богиню влаги Тефнут. От них Геб и Нут — земля и небо, которые стали родителями Усира-Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Эти Девятеро этих божеств составили Великую Девятку, во главе которой стоял Атум-Ра.
Впрочем, такова одна из главных версий сотворения мира, богов и рождения Ра. По одной из них, он появился из яйца, снесенного на первом холме птицей «великий Гоготун». По другой — Ра появился из первозданного цветка лотоса — Нефертума, аромат которого вдохнул жизнь в Ра. В одном древнем варианте мифа Ра представлен золотым теленком, рожденным Космической Коровой (Нут).
Очень интересна космогоническая версия, по которой Ра появился из огненного острова, который наделил его светоносной силой, позволившей преодолеть мрак и хаос. Тем самым солнечный свет предстал символом порядка, справедливости, истины. Остров огня во мраке бесконечного пространства Вселенной и есть наша звезда Солнце, вокруг которой вращается планета Земля. Все эти мифы помогали осознавать принципы и формы произрождения и процветания Вселенной в бесконечном многообразии ее форм и многополярности ее точек отсчета. В известном космогоническом мифе индусов, из лотоса сил и идей Вселенной рождались огненные острова Света – бесчисленные звезды.
Генеалогия богов Великой Девятки во многом условна и отражает одну из систем Египта. Ра в практике поклонений и ритуалов в разных местах могли отождествлять с разными богами, а чаще всего — с его праправнуком Гором. Единство Мироздания в многообразии взаимопереходящих и структурно связанных в одну систему планов Бытия выделялось, и практически применялось в Египетских культах. Юный Нефертум, вдохнувший жизнь в Ра, мог отождествляться с царем Египта, а позже — с младенцем Гором, сыном Исиды.
Египтяне сознавали, что когда мы выходим на уровень Космогонии, речь идет о чем-то до конца непостижимом. В таких случаях мистического прозрения и сакрального контакта со стихиями Вселенной, логика отступает на задний план.
Ра описан во многих текстах как довольно близкий и понятный, имеющий реальные качества. Он непосредственно взаимодействует и общается с богами и людьми.
«Был его величество, жизнь, здоровье, сила, стар; кости его стали серебром, члены его — золотом, волосы — ляпись-лазурью. И узнал его величество, жизнь, здоровье, сила... И сказал его величество, жизнь, здоровье, сила, тем, кто были в его свите...». Эпитеты, которых удостоен здесь Ра, обычно ставились после имени фараона в виде пожелания счастья, долголетия. В этом мифе Ра напоминает богам, что люди созданы из его слез. А по научной теории происхождения жизни на Земле мы уже знаем, что все мы происходим из вытекшего звездного вещества.
Миф о юности и старении Ра повествует о сезонных изменениях в природе. Весной обилие влаги и ласковое Солнце способствуют росту растений. Однако летом оно становится знойным, иссушает посевы и вызывает беспокойство, отчаяние и гнев людей. В мифе в наказание людей их опаляет гневное Око Ра в образе его дочери богини Хатхор-Сехмет. Здесь мы видим повествование о великой засухе. Недовольный, что люди перестали соблюдать его законы, Ра последовал совету Нут, решившись истребить человеческий род, наслав на него своё «Око Ра» в виде богини Хатхор-Сехмет, которая произвела страшное избиение. Люди стали тонуть в собственной крови. Ра пришёл в ужас от произведённого погрома и, сжалившись, спас на другой день уцелевших людей, напоив Хатхор допьяна. Однако, неблагодарность людей всё же огорчила Ра, и он принял решение уйти от них на небо на спине богини неба Нут, принявшей облик коровы. Люди раскаялись и явились проводить Ра, изъявив готовность бороться с врагами Ра и учредив в его честь жертвы и культ. Преемниками Ра стали его дети, Шу и Тефнут, которым наследовали Геб и Нут.
Око Ра в разных мифах трактуется по-разному, вплоть до того, что у него бывает и два ока: дневное (Солнце) и ночное (Луна). Но в данном случае Око Ра олицетворяет собой, судя по всему, жгучее Солнце. Жар и сушь объясняются плохим поведением людей, живущих против законов Вселенной.
Согласно мифам, после создания мира Ра царствовал над ним подобно человеку, царившему на Земле. Это время было золотым веком человечества. Таким образом, все последующие правители Египта считались земными воплощениями или сыновьями Ра. Ра крепко держал весь мир в своих руках, благодаря магической силе своего таинственного имени. Однако, когда Ра состарился и его кости превратились в золото, его премудрая правнучка Исида хитростью выпытала у него это имя, последствием чего было неповиновение людей.
Еще распространен космологический миф о ежедневно повторяющемся небесном плавании солнечного Ра на божественной ладье. Фараоны совершали подобные ритуальные плавания через Нил, как бы повторяя путь Солнца.
Отстранившись от земных дел высоко в Космос, Ра отдал землю во владение внуку Гебу. Ночью, с уходом Ра в подземное царство, замещать его следовало Тоту — богу мудрости, счета и письма. (Возможно, это было связано с тем, что астрономические знания приобретались преимущественно в процессе ночных наблюдений жрецов за звездами.
Сохраняя установленный порядок в мироздании, Ра выплывает каждое утро на небо в ладье Манджет, восседая на золотом троне. Ярко сверкает на его короне Око, освещая путь по небесному Нилу, и своими острыми лучами прогоняя мрак. Завершая путешествие, Ра пересаживается в ночную ладью Месектет и отправляется в подземный мир вечного мрака. Сопровождают Ра боги, помогающие ему справляться с демонами мрака. Известно что огромные золоченные вершины пирамид в древности сияли отражением Солнца на Восходе и весь день светили над районом нижнего Египта, символизируя власть Ра и его сыновей-фараонов над страной.
В подземном царстве Ра встречают души умерших, распевая в его честь гимны. Ра приветствует их и передает привет от живущих на земле. Благодаря памяти и пожертвованиям которых души почивших сохраняют силу и благополучие. Здесь же предстает перед Ра бог урожая Непри, тело которого увито пшеницей. Урожай во многом зависит от состояния почвы, а оно, в свою очередь, — от лучистой солнечной энергии.
Наиболее трудное испытание предстоит Ра при встрече с извечным его врагом — великим змеем Апопом. Желая погубить Ра, Апоп выпивает всю воду подземного Нила. Начинается жестокое сражение, в котором побеждают боги, возглавляемые Ра. Пронзенный копьями, Апоп извергает проглоченную воду и остается в подземелье, тогда как ладья Ра восходит над землей.
Иногда Апоп осмеливается напасть на Ра днем. Ему удается на некоторое время овладеть солнечным диском. Но это длится недолго, и Ра вновь предстает во всем блеске, низвергая Апопа в бездну. Ясно, что тут речь идет о солнечных затмениях. О том, что Солнце порой попадает в пасть небесному дракону и временно пропадает, слагали мифы многие народы планеты.
Апоп был противоположностью Маат, божественной справедливости Ра, и символизировал зло, хаос, разрушение и иноземное иго (начиная с периода Нового царства, когда, собственно, и оформился конечный вариант мифа о битве Ра и Апопа). Поэтому каждую ночь Ра в образе рыжего кота при помощи нескольких других богов, в том числе Баст, Серкет и Шу, побеждает и пленяет Апопа, чтобы вновь сразиться с ним следующей ночью.
После победы над мраком Ра посещает богов и развоплощенные души. Каждый из них мог наслаждаться его лицезрением только один час в сутки, и только особые избранники удостаивались счастья проводить с лучезарным богом всё время, плывя с ним в солнечной барке.
Эта участь считалась желанной для всякого благочестивого египтянина. Множество гимнов в честь Ра и его изображений обнаружено в надгробных надписях времён Нового царства.
Гимны, посвященные Ра, путешествующему по царству Осириса (загробному миру) попали в Книгу Мертвых (15 глава). Кроме того, до нас дошли 75 молитв в честь Ра в гробницах Рамессидов — фараонов 20 династии. Небольшие пирамидки, на каждой из четырёх сторон которых изображалась солнечная барка в различные периоды суточной жизни, и писались молитвы Ра под изображением коленопреклонённого покойного, должны были облегчать последнему бессмертие и новое рождение.
Культ Ра, сопряженный с культом фараона, имел серьезное идеологическое значение, способствовал укреплению центральной государственной власти. Существовали мифы, «объясняющие» особенности календаря. Астрономические знания были привилегией жреческого сословия и держались в тайне от непосвященных Конкретные астрономические сведения накапливались постепенно в результате длительных наблюдений и математических расчетов. Позже их стали сопровождать магическими обрядами. Жрецы стали выступать как хранители сокровенных тайн, от которых зависели судьбы людей. Соединение астрономии с магией привело к возникновению астрологии — искусства определять судьбы людей по звездам.
С богом Ра в истории Египта происходили существенные изменения. Когда держава была единой и мощной, его культ (в лице фараона) достигал апогея; тогда это был действительно повелитель богов, о чем повествовали мифы. Но в периоды распада единого государства образ Ра тоже дробился. Каждый местный владыка претендовал на этот образ и связывал его с каким-либо местным богом-покровителем.
Культ Ра начал формироваться параллельно с объединением Египта и стал доминировать в период Древнего царства еще 3000 лет до н.э., вытесняя ещё более архаичный культ Атума. Фараоны Четвёртой династии, возводившие пирамиды, придали поклонению Ра статус государственной религии, а трое из них даже носили имя, включающее имя «Ра». Это Джедеф-Ра - Джосер, Хаф-Ра – Хефрен и Менкау-Ра - Микерин). Однако действительно высочайшего положения в стране жречество Ра добилось при фараонах Пятой династии.
Когда в эпоху Среднего царства фараоны XII династии (около 1990—1780 гг. до н э.) обосновались в Фаюме, солнечный бог превратился в крокодилоподобного Себек-Ра. В то же время существовал и условно монотеистический образ главы божественных сфер Амон-Ра. Представленный в виде человека с двойной короной и в виде Солнца он был покровителем столичного города Фивы, откуда происходили фараоны Нового царства. Культ Ра в форме Ра-Хора-макиса был особенно распространен в Новом Царстве и в Античность.