ТОТ


Бог мудрости и знаний. Имя «Тот» является греческой формой древнеегипетского Джехут, или Тахути.
Первоначально почитался в качестве локального божества Луны и счета и времени в Гермополисе, не принадлежавшего к главным. Но в едином государстве позже его представляли, как мудрейшего бога, подарившего людям письменность. В пантеоне богов он занимал почётное место писца, секретаря, историка у Ра. Вместе с богиней космического закона и порядка Маат во время небесного путешествия Ра он стоял сразу за богом-Творцом. Он присутствовал при всех главных легендарных событиях. Как бог письма и мудрости он записывает наши с вами дела и затем присутствует на посмертном суде Осириса.
В первоначальной системе верований Тот-Луна считался левым глазом Гора. Уже в эпоху Древнего царства, Тот трансформировался в самодостаточного бога, которого называли сыном Ра. Тот через фазы Луны как небесного тела был связан с любыми астрономическими или астрологическими наблюдениями, что и вызвало в итоге превращение Тота в бога мудрости и космического знания.

В развитой древнеегипетской мифологии Тот считался покровителем духовного и светского образования, изобретателем письма. Помимо письменности, он считался изобретателем или учредителем большинства религиозных и повседневных обрядов. Поэтому он опекал науки, измерения и разнообразные события, происходящие в мире. Он также почитался как бог времени.
Как мифическому древнему мудрецу ему приписывали изобретение года, состоящего из 365, а не 360, дней. Он выиграл 5 дополнительных дней, составлявших 1/72 года, в игре в кости, и, добавив их в конец года, посвятил их празднествам в честь Осириса, Сета, Исиды, Нефтиды — богов, родившихся именно в эти 5 дополнительных дней. Поздний вариант мифа повествует о том, что богине Нут было запрещено рожать в 360 календарных дней. Поэтому её дети появились на свет на протяжении 5 дней, выигранных Тотом.
Тота называли «писцом богов», «властелином письменности», «владыкой папируса», «изобретателем палитры и чернильницы», «властелином божественных слов» или «слов власти». Вера в силу слова, как мы знаем, у египтян была чрезвычайно велика. В одном из текстов повествуется в книге, написанной самим Тотом и содержащей две словесные формулы. «Первая зачарует небеса, землю, подземный мир, море и горы; с ее помощью ты увидишь всех птиц, гадов, рыб, ибо власть ее заставит рыб подняться на поверхность. Вторая даст возможность человеку воскреснуть.
Он был властелином книг и владыкой речи. понималось, что он владеет всеми знаниями — человеческими и божественными. При сотворении мира именно он был тем, кто выразил в словах волю невидимой и неведомой созидающей Силы и произнес эти слова так, что возник мир».
Являясь олицетворением знания, он сумел защитить Осириса и Гора, поведав Исиде «слова власти», священные формулы, благодаря которым она смогла воскресить Осириса и обеспечить победу Гора над Сетом. Кстати, важно было не только знать «слова власти», но и произносить их без запинки, определенным образом.
В Книге Мертвых Тот, обращаясь к Осирису, произносит:
«Я — Тот, любимец Ра, властелин силы, доводящий до благополучного завершения то, что он делает, могущественный обладатель «слов власти», пребывающий в ладье Миллионов Лет, властелин законов, покоритель двух земель.
Священными животными Тота были птица ибис и африканская обезьяна павиан. Тот чаще всего изображался в образе человека с головой ибиса и тросточкой для письма в руке, хотя иногда встречаются изображения Тота в образе павиана, так как эта обезьяна считалась разумным созданием. Считалось, что помощником Тота был павиан по имени Астенну, один из четырёх павианов, наблюдающих за судом Осириса в духовном мире Дуат. Иногда павиан в таких сценах выступает воплощением самого Тота. Богиня письменности Сешат обычно считалась дочерью Тота, хотя иногда выступала в качестве его жены.
Основным центром почитания Тота был Шмун, или Эшмунен, а по-гречески Гермополь- от имени Гермес. Во время с Третьего переходного периода, когда Гермополь стал играть важную роль в египетской политике, культ Тота становился всё более популярным. Растущая популярность Тота привела к появлению новой интерпретации мифа о творении, основанного на принципах знания — Тот в образе ибиса снёс яйцо, из которого на свет появился Ра, или Хепри, или Атум, или Нефертум, в зависимости от места сложения мифа. Модификацией этого мифа стал миф о рождении Ра из Золотого яйца, снесённого гусём по имени Великий Гоготун.
Во время Второго переходного периода один из фараонов Шестнадцатой династии носил имя Джехути, то есть Тот. Имя Тота также входило в состав имён Тутмосов - четырёх могущественных правителей Восемнадцатой династии.
У древних греков мудрый Тот был отождествлён ими с Гермесом, которому ранее такие функции не приписывались. Результатом взаимного воздействия египетской и эллинистической культур стало возникновение мифологического образа Гермеса Триждывеличайшего, центральной фигуры античного герметизма и легендарного основателя алхимии элементов и стихий Вселенной. Тот почитался как покровитель не только жрецов, ученых и магов, но и представителей всех интеллектуальных профессий. Очень важное место отводилось Тоту в погребальном культе. В Книге Мертвых сказано, что умерший попадает туда, где есть только «глубь неизмеримая, что темнее самой темной ночи, и люди блуждают в ней без помощи». Умерший обращается к богу Тоту с просьбой: «Пусть положение духа будет дано мне вместо воды, воздуха, удовлетворения страстных любовных желаний и да будет мне спокойствие сердца вместо лепешек и пива».
Умерший, после череды испытаний и магических слов, предстает перед Тотом и просит заступиться за его новопреставленную душу перед богом. «Каким пребываешь ты здесь?» — спрашивает Тот. «Я очистился от зла, защищен от гибельных дел тех, кто живет в днях своих. Я не принадлежу к ним», — отвечает умерший.