МАНТРЫ ДЖАПЫ ЗИКРА

Джапа (повторение мантры с ведением (или без) счета) проводится, как правило рано утром, до восхода.

На санскрите духовная практика называется садханой, а практикующий – садхакой. Целью любой садханы является раскрытие и увеличение духовного потенциала человека. Сам корень слов «садх» указывает на необходимость усилий для достижения цели. Повторение мантр – разновидность садханы (духовной практики), известная с ведийских времен. Сами Веды состоят из мантр. В Ведах говорится: «Поистине существовал лишь Праджапати (Бог). С ним вторая была Вак (Слово)». То же самое встречаем гораздо позже и в Библии:

Вначале было слово, и слово это было у Бога, и слово было Бог

 что напоминает и Веды, и согласуется и с индуистским учением о творении мира – мир появился в глубине божественной мысли. В священных писаниях сказано, что мир сотворен посредством изначальной вибрации – шабда, что переводится как Слово или Звук. Греческий Логос одновременно означает и Слово и Мысль. Тонкая форма Слова – это Мысль. Слово-Мысль в своем творящем аспекте есть мантра. В отличие от молитв, мантры не переводятся. Сила молитв – в вере и в понимании содержания самих молитв. Сила мантр – в вибрациях звука, поэтому очень важны правильные ударения. Звук является одной из фундаментальных форм энергии и является инструментом божественного Сознания. Свет – инструмент божественной Силы. Действие мантры происходит при соединении мантра-шакти (сила звуковых вибраций) и садхана-шакти (сила, энергия, усилия практикующего).

По характеру воздействия все мантры можно разделить на 2 большие группы:

1. Магические мантры вызывают различные изменения в природе – вызывают дождь, останавливают стихийные бедствия и т.д., их примерно можно сравнить с заговорами, заклинаниями. Они существуют с самых древних времен.

2. Духовные мантры предназначены только для духовной практики, и тогда магические способности (сиддхи) появляются позже сами по себе как побочный результат духовной практики. Существует мантра-йога – духовная практика, в которой мантра используется как средство для раскрытия высшей природы человека.
Известный румынский антрополог М. Элиаде пишет, что, хотя «мистическим звукам» (мантрам) большое значение придавалось еще в ведический период, лишь тантризм возвел мантры и дхарани в ранг «колесницы спасениия» – мантраяны.

Дхарани буквально переводится как «ограждающая», «поддерживающая», использовалась еще в ведические времена как защита и опора сосредоточения (дхарана). Дхарани придавалось и придается значение тайного языка, языка посвященных.
Дхарани, как и мантры, передавались из уст учителя. Для простых людей дхарани были талисманами, защищающими от заболеваний, колдовства, духов. Для йогов, мудрецов – средством сосредоточения, они могли повторяться в уме при вдохе-выдохе. Дхарани использовались и оттачивались в медитациях. Дхарани и мантры могут обрести смысл только при их повторении по определенным правилам. Этому обучает мантраяма. При правильном произнесении мантры могут стать теми объектами, которые они символизируют. У каждого бога, у каждой ступени святости есть свой «мистический звук», своя биджа-мантра, которая является их «зерном», т.е. самим их существом. Правильно произносящий эту мантру непосредственно ассимилирует бога, состояние святости и т.д. Существует сокровенная связь:
1) между мистическими буквами и слогами мантры (матрика – «матерями», биджа – «семенами») и «тонкими» органами человеческого тела;
2) с другой стороны – между этими органами и божественными силами, проявленными или непроявленными в космосе.
Обращение к «символу» пробуждает все связанные с ним силы.

Каждой мантре присущи:

– свое божество (дэвата);
– свой метрический размер;
– свой риши (провидец, первым давший миру эту мантру);
– своя шакти (сила, энергия);
– определенная сфера действия;
– практическое назначение.

Дэвата является аспектом единого Бога. Все Дэваты имеют силу и сознание. Считается, что мантры представляют собой внешнюю форму дэваты, тело дэваты.
Целью мантра-йога является достижение единения практикующего с сознанием избранного божества (ишта-дэваты). Используя мантру, имеющую недуховное назначение, мы можем получить быстрый, иногда мгновенный эффект. Мантры, имеющие духовную цель, требуют длительной практики, т.к. сознание должно очиститься и подготовиться. Сознание не может трансформироваться сразу. Важно мантру получить у просветленного человека, в этом случае она уже «пробуждена» и имеет огромную энергетическую силу.

Джапа – это повторение имени божества или мантры. Цель – достижение более высоких состояний сознания. Джапу можно производить вслух, шепотом, про себя.
Васубанду писал о том, что истинный смысл мантр в отсутствии в них смысла. Верно то, что джапа разрушает «реальность» обычного мира, но это лишь первый умственный шаг к достижению более сокровенной реальности. Бесконечное повторение разрушает язык, но в некоторых мистических традициях это разрушение необходимо для дальнейшего продвижения. Л. Гардет, М. Элиаде описали разновидности зикра и провели сравнительную параллель между ним и джапа-йогой и нембуцу в дзэне. Зикр – это непрерывное повторение имени Бога. Практикуется мусульманами. Взаимоотношения мусульманских практик и индуистских, буддийских интересны, сложны и недостаточно ясны. Из некоторых источников следует, что мусульманство появилось задолго до появления пророка Мухаммеда, а сам пророк Мухаммед пришел для того, чтобы проверить, сохраняется ли чистота учения Иисуса. Увидев, как его извратили, он запретил перевод Корана. Однако и это не спасло от искажений учение пророка. Известно, что и Иисус пришел проверить, как исполнялись предыдущие учения – «я пришел не нарушить закон, но исполнить».
Непрерывное повторение имени Бога встречается у суфиев, в Коране, однако никто не может оспорить, что телесные позы (асаны), дыхательные техники, визуализации при этом полностью индийские. Ритм дыхания соответствует ритму слов.

Современный автор Шейх Амин аль-Курди приводит более точные детали относительно взаимосвязи дыхания, «центров», тонкого тела и мистических слогов во время зикра. М. Элиаде приводит отрывок из его сочинения «Танвир аль-Кулуб» (по переводу Жана Гуйяра): «Пускай закир прочно удерживает свой язык против мягкого нёба и, вдохнув, задержит дыхание. Затем пусть он начнет произнесение со слова ла, представляя себе его расположенным под своим пупком; оттуда пусть он перемещает слово туда, где расположен центр, именуемый «сокровеннейшим», и после продолжает перемещать, пока оно не достигнет точки, соответствующей тонкому центру «логичной (или разумной) души»; этот центр символически расположен в первой области мозга, именуемой «вождем». Затем пускай закир приступает к произнесению слова иляха, начав с того, что представит себе фонетический элемент, именуемый хамза (переданный в транслитерации апострофом), в своем мозгу; теперь пусть он заставит его опуститься к правому плечу, так, чтобы он прошел через точку, соответствующую тонкому центру, именуемому «духом». Наконец, пускай закир приступит к произнесению илля-Лах, представив себе, что он заставляет хамзу слова илля выйти из (правого) плеча и перемещаться по направлению к «сердцу». Когда же хамза его достигнет, пусть закир выстрелит заключительным словом Аллах (переданный в вышеприведенной транслитерации без А, по причине элизии, обусловленной слиянием этих двух элементов формулы); шла задержанного дыхания, таким образом, вытолкнет наружу «маленькую черную точку сердца», которая возымеет свое действие, и тепло разольется по остальным частям тела, сжигая в нем всю порочность, в то время как чистые его части будут озарены светом имени Аллах».

В приведенных выше отрывках шла речь о «языковом зикре» — интериоризированной устной литургии. Имеются, однако, две более высокие ступени «сердечньй зикр» и «сокровенный (сирр) зикр». Именно при «сердечном зикре» имеют место зрительные явления (свечение, цвета); «языковый» же зикр порождает сопутствующие слуховые явления. При «сокровенном зикре» двойственность устраняется. «Не посредством слияния, как у индусов, поскольку концептуализация трансцендентности божественного сохраняется, а вследствие «исчезновения» восприятия самого существа субъекта». Состояние, достигаемое таким образом, называется фана, «уничтожение». Усиливаются сопутствующие световые явления. На этот раз «огни зикра не гаснут, его искры не разлетаются… Ты все еще зришь, как одни огни зажигаются, другие гаснут; огни вокруг тебя чисты, весьма горячи, они пылают». Все это напоминает световые опыты йоги, тантризма и шаманизма.

ГАЯТРИ МАНТРА

Гаятри Мантра считается наиболее могущественной и самой священной мантрой Вед. Гаятри – матерь всех Вед. Эта мантра особо значима в нынешнюю эпоху, кали-югу. Она открывает дверь в высшую духовную жизнь. Эту мантру могут слушать и распевать все люди без каких-либо ограничений. Мантра – это энергия. Гайятри – мантра – это мантра для многих целей:

АУМ БХУР-БХУВАХ СВАХ ТАТ – САВИТУР – ВАРЕНЬЯМ БХАРГО ДЭВАСЬЯ ДХИ МАХИ ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЙЯТ

Тому, кто повторит эту мантру 125 тысяч раз, она приносит сиддхи. Для этого требуется провести 12 тысяч ахути (жертвоприношений огню) принося в жертву хаван-самигри (смесь из 36 трав) с сахаром сырцом и гхи (очищенное сливочное масло). После хомы (поклонения огню) нужно устроить праздник для 12-ти восьмилетних девочек и 1-го шестилетнего мальчика. После этого мантра становится сиддхой и используется для лечения телесных и психических заболеваний, избавления от неудач и достижения победы над врагами.

Подробнее о Гаятри-мантре…

Исцеление больного: для этого нужно прикоснуться к больному и дать ему воду из чистого медного, латунного, бронзового или серебряного сосуда. До этого: повторяйте гайятри-мантру 108 раз (один круг малы), встряхните сосуд с водой и повторите мантру еще один раз, а затем дайте эту воду больному. Такая вода оказывает чудодейственное воздействие.

Изгнание злых духов: провести хому и предать огню 108 ахути обычного хаван-самигри. По завершению хавана из очага следует собрать светло-серую золу и растереть ее по кистям, стопам, лицу, ушам, голове, животу и спине одержимого. Во время растирания необходимо все время распевать мантру. (В качестве топлива используются только сухие тонкие ветви с корой от совершенно сухих деревьев не смолистой породы!)

Улучшение памяти, повышение остроты ума: Перед восходом искупаться, повернуться лицом к востоку. Лоб должен оставаться влажным, для этого наложить на него обильный слой пасты из порошка сандалового дерева.

Как изготовить пасту: растираем кусок сандалового дерева на камне, пока не образуется порошок, затем добавляем щепоть шафрана и щепотку камфорного порошка и несколько капель воды. Смешиваем до получения смеси консистенции меда. Трижды сказав АУМ перед каждым произнесением мантры, повторять ее ежедневно, в количестве одной малы (108 раз), 3 мал (З х 108 раз = 324 раза), 5, 7, 9 или 11 мал (1188 раз). Окончив малу» продолжаем повторять мантру, при этом потирая ладони друг о друга, затем медленно растираем ладонями лоб, прикасаясь обоими безымянными пальцами к области «третьего глаза» – правая рука растирает правую сторону лба, левая – левую, вплоть до висков. Затем касаемся обеими руками сначала головы, затем глаз, ушей» носа, щек, задней стороны шеи, передней части шеи. Когда прикасаемся к «третьему глазу» задерживаем дыхание, и не дышим, пока не доходим до последней точки (передняя часть шеи).

Обретение богатства. Все используемые предметы должны быть желтого цвета, в период джапы нужно питаться только пищей желтого цвета. Нужны: желтый шерстяной коврик, желтые цветы, желтые горшки, молу (четки) с бусинами из желтого халди (корня куркумы) и желтый прасад. К питьевой воде необходимо добавлять щепоть шафрана и пить ее. По воскресеньям нужно поститься и растирать тело маслом, смешанным с порошком куркумы.