Правильные действия тела: оно не
должно было убивать, воровать, отнимать, не должно быть
неправильных социальных связей.
Правильные условия речи – не лгать, не ругаться с другими, не
произносить разрушительных слов, бессмысленных слов. Условия для ума –
не производить разрушающих мыслей, не производить мыслей стяжательства,
не производить неправильных мыслей. Эти три формы выражения ведут к
нашему Просветлению. Наше совершенное тело (в смысле, включающем все
тонкие, невидимые тела человека) становится телом Вселенной. Совершенные
звуки и мантры становятся Универсальным Знанием. Наше Сознание-Ум
становятся Вселенской душой, любовью и состраданием.
Десять условий дисциплины и дают нам возможность
воплотиться в таком драгоценном теле, пожинать великолепные плоды
сейчас, быть счастливыми. Мы должны развивать хорошие возможности этих
аспектов дисциплины: спасать жизнь других, быть щедрыми, иметь
постоянного полового партнера, говорить только правду, дружить с другими
людьми, говорить только красивые и чистые слова. Жестокие слова уходят в
пространство и несут вред окружающим людям, миру. В противоположность
бессмысленным разговорам мы должны говорить правильные слова о развитии
человека, о прогрессе планеты, о духовных мирах и состояниях.
Ум-сознание является самым важным из системы тела,
речи и ума. В противоположность мыслям разрушения, мы должны посылать
мысли созидания и любви, мягкого отношения к окружающим. В
противоположность мыслям жадности, стяжательства – посылать мысли
щедрости, взаимопомощи. Неправильные мысли – самый важный отрицательный
момент. Люди, которые обладают неправильным восприятием в силу своего
невежества, не сознают мир вокруг нас, не верят в рай и ад, не верят в
человеческое существование, не принимают законов кармы и воздаяния. Не
имеют сострадания к окружающим людям, у них нет действительного
понимания их места в этой жизни. У них нет почтения к высшим
цивилизациям, духовным мирам Вселенной. Это мы называем неправильным
мировоззрением. В противоположность этому с помощью изучения мы
достигаем правильного мировоззрения. Это основные причины, благодаря
которым мы рождаемся в драгоценном человеческом теле и можем достигать
чистого состояния Просветления.
С помощью практики шести Совершенств (санскр. - парамита) мы можем
достигать эти десять положительных качеств. Очень важна глубокая связь и
настрой на улучшение своего существования. Нужно быть устремленным к
достижению более высокого состояния, чем мы имеем на теперешний момент.
Мы должны практиковать, молиться и желать достичь более высокого
состояния.
Не так-то просто следовать этим десяти дисциплинам. С
помощью выполнения десяти условий, мы получаем реализацию в человеческом
теле. Мы должны быть счастливыми в теперешнем состоянии, в прошлых
жизнях мы сделали много хорошего. Нам не нужно спрашивать у духовных
существ, почему мы родились в таком состоянии, это уже объяснено – то,
что мы имеем сегодня, мы заработали вчера. Все что мы имеем в нашей
жизни: удачи и неудачи, счастье и несчастье, все это имеет своей
причиной наше прошлое рождение. То, что сделаем сейчас, то получим в
будущем. Следующая наша жизнь зависит от того, что мы сумеем сделать в
этой жизни для своего развития. Это очень важный закон, он легко
объясняет все происходящее вокруг нас. Это важно понимать и осознавать
внутри себя и следовать этому направлению.
Допустим, у нас сейчас все замечательно, все органы
здоровы, наши действия в мире очень гармоничны. В этом состоянии мы
настраиваемся на еще лучшее, делаем еще больше добра и блага, благие
заслуги переносим в следующее воплощение. Поэтому мы говорим, что
драгоценное человеческое тело это редко достижимый дар, и оно имеет
огромное значение, нужно использовать его обязательно по его назначению.
На санскрите есть слово пуруша, иногда оно означает -
сила, иногда - человеческие существа. Давайте рассмотрим аспект пуруша
энергии, как силы вселенной. Какова эта сила? Если мы используем силу на
разрушительные действия, то будем опускаться в своем развитии,
перерождаясь в более низких состояниях. Все разрушительные действия
производятся нашим телом и неизбежно несут свой результат, который будет
выливаться в физическую реальность, и мы будем опускаться в своем
эволюционном развитии. Считается, что тот, кто совершил много злодеяний
и убийств, рождается в аду. Это не простая аллегория, а реальная вещь,
которая происходит с человеческой душой в этом случае. Воровство,
стяжательство чужого имущества ведут к тому, что человек в следующей
жизни может родиться в мире голодных духов, и будет испытывать
постоянную, ненасытную жажду чужого. Страдания, причиняемые другим
существам, как обратная связь будут присутствовать в следующих
рождениях.
Когда мы используем космическую силу, данную нам как
человеку, на строительство, рост и совершенствование, результатом этого
будет достижение более высокого и чистого состояния в последующем.
Окончательным достижением человека является состояние просветления.
Поэтому мы считаем, что человеческое тело имеет огромную силу. Как
использовать наше тело в нынешней жизни зависит от нас самих. У нас есть
сила и на деяния разрушения и на деяния созидательные, все зависит от
нас.
К сожалению, мы должны понять, что наше нынешнее человеческое тело не
вечно. Все, что существует во внешнем мире, либо в нашем внутреннем мире
не вечно. Во всей сансаре нет ни одного вечного объекта.
С начала зачатия в материнском чреве наша жизнь уже
начинает утекать. Как только мы появились в этом мире, тутже начинается
отсчет времени. Сорок недель мы находимся в материнском чреве. Каждую
минуту различные силы и энергии работают с нами. Идет счет времени, и
через девять месяцев мы выходим на свет. Прошло время с момента зачатия
и до выхода на свет, и это время можно уже исключить из жизни. Потом мы
становимся ребенком, взрослеем, становимся молодым человеком, и наша
жизнь утекает все больше и больше. Поэтому мы должны понять, что все не
постоянно.
Мы знаем, что на нашей Земле, которую мы называем
Джамбудвипа, жизнь не имеет точного срока, она может прекратиться в
неизвестный нам момент. Мы обязательно умрем, но не знаем, когда это
произойдет. Поэтому нужно очень ценить время, у нас очень мало времени
для совершения положительных деяний. Мы не имеем права расходовать
бесцельно наше драгоценное время. Мы не должны лениться, разрушать
что-либо. Нужно направлять все наши силы и возможности на созидание,
работать для достижения чистого состояния просветления.
Я сейчас Вам объясню, каким образом правильно вести
себя, когда мы созидаем, слушаем учение Дхармы, принимаем посвящения и
производим практики, накапливаем благие заслуги. Прежде чем начать
обучаться, необходимо настроить свой мотив. Для чего нам это нужно и что
нам с этим делать? Чистая просветлённая мотивация на санскрите звучит
как Бодхичитта. Бодхи означает просветленность, Читта – состояние
сознания, ума. Бодхичитта кратко можно обозначить как превосходный ум.
Мы говорим себе – пусть все живые существа будут свободны от страданий
сансары. Мы говорим – пусть все живые существа имеют счастье и обладают
причинами счастья. Пусть все живые существа, как наши матери – будут
свободны от страданий и их причин. Пусть все живые существа имеют равные
возможности для развития. Эти слова называются – «Четыре благородные
мысли, поворачивающие ум к Дхарме».
Среди этих четырех, мысль о равных возможностях для
развития и приятии всех других также как себя – самая важная. Когда мы
говорим о себе, мы всегда имеем эгоизм в себе, у нас происходит
привязанность к себе, к своим делам и успехам. В этой привязанности
проявляется все, чем мы можем обладать в этом мире: мое тело, мои вещи,
мои награды, мои деньги, моя одежда, мои родственники, моя страна.
Русский говорит – Россия это моя страна, потому что это желание нашего
эго быть привязанным. И когда у нас появляется эта привязанность, мы
хотим обладать, мы хотим иметь. Когда есть Я, как один объект,
обязательно будет возникать как противоположность другой объект. К
другому человеку мы будем испытывать не такие чувства и ощущения, как к
себе. Соответственно будут рождаться гнев и зависть. Это корень
отношения друг к другу в мирах сансары, привязанность к себе, гнев и
зависть к другим.
Мы становимся гордыми своими результатами и успехами:
мои дети, мой дом, мои родственники и друзья, моя машина, мои деньги,
мои достижения, мое образование. В противоположность этому, как
дуалистическое проявление, к другим мы будем испытывать зависть. Здесь
кроется причина, почему нет равного отношения друг к другу в мире
чувствующих существ. Нужно понимать и признавать равные возможности
существования и развития всех живых существ.
На нашей Земле Джамбудвипа есть много стран, они
ругаются межу собой, спорят, воюют. Потому, что жители этих стран хотят
сами контролировать себя и получать что-то от других. Они гневаются на
других, они завидуют другим. Поэтому в силу естественных причин
существования имеется такая разделенность в нашем мире, такое огромное
количество самых разных стран.
Из этого происходят проблемы взаимодействия живых
существ. И поэтому мы молимся на благо всех живых существ, всех
чувствующих существ, чтобы они жили в равных условиях, имели равные
возможности и быстрее освобождались от страданий. Изначальная установка
практики – чистая мотивация. Любовь и сострадание являются очень важными
связующими чувствами, связывающими нас с другими чувствующими
существами. Необходимо произрождать такое понимание других существ, как
будто это наши матери. Нужно испытывать такое же отношение к другим
живым существам, как к нашим матерям. В огромном количестве воплощений,
какое мы имели раньше, в огромном количестве миров, в которых мы
воплощались неизбежно огромное количество живых существ, вокруг нас
существующих, были связаны с нами родственными чувствами и были нашими
родными. Все очень глубоко взаимосвязано и можно сказать, что все мы
друг другу матери. Мы называем состояние взаимодействия живых существ в
воплощениях – материнское состояние живых существ. Строго говоря, нет ни
одного человека, который не имел бы мать.
Количество чувствующих существ в мирах безгранично. И
как только мы понимаем бесконечность количества всех живых существ в
мирах – наша благодарность, наша заслуга, наша деятельность на благо
всех живых существ также бесконечна и не имеет границ, эта заслуга
бессчетная и великая. Это правильное отношение и оно имеет огромную
силу.
От четырех превосходных мыслей растет сострадание и растет правильное
отношение к миру, растет просветленный настрой Бодхичиты – чистый
настрой ума, растет желание заботиться и помогать всем живым существам,
окружающим нас. Необходимо постоянно настраивать свой ум на помощь
другим, на благо других и отказываться от личных стяжательных мыслей. И
это есть просветленный настрой – Бодхичитта, превосходный ум. Это
является семенем, корнем состояния просветления. И окончательным
результатом практики этого чистого состояния будет достижение
просветления, состояния Будды.
У нас есть молитва о Бодхичитте. Вы можете изучить её
и повторять как можно чаще: