Божества Тибетского Буддизма

Апармита (Амитаюс) – посвящение долгой жизни. Амитабха получил это имя за свое умение даровать долголетие. Апармита считается также «Коронованным Буддой» или Бодхисатвой, именно поэтому он богато декорирован и имеет тринадцать орнаментов. Его волосы выкрашены в синий цвет, они либо ниспадают по плечу до локтя, либо бывают уложенными в причудливой форме. Он сидит в позе Будды, а его руки покоятся на коленах в мудре дхияна. Он держит богато украшенную вазу с амброзией, которая является его особым отличительным признаком. Из под крышки вазы видны четыре нитки бисера, символизирующие священные пилюли. Для достижения долголетия ламаисты проводят особые церемонии, представляющие собой любопытную смесь буддизма и демоничества. Предварительно изготовленные из маслянистого теста и амброзии пилюли, смешивают с вином или пивом и затем складывают в чашу в виде черепа, и устанавливают её перед образом Апармита. Затем лама кладет ваджру поверх вазы с амброзией, являющейся копией той, что Aмитаюс держит на коленях, и прикладывает веревку, отходящую от ваджры, к своему сердцу. Затем лама освящает содержимое вазы и после этого даёт по глотк глотку вина и по священной пилюле каждому верующему. Церемония сопровождается словами убеждения в том, что жизнь верующих непременно продлиться через веру в Апармита и поклонение ему.

Авалокитешвара – Единственный, среди 108 форм Локшевара Авалокитешвары, кто не желал погрузиться в нирвану по причине того, что огромное число людей ещё не достигло такого уровня и такой возможности. Его жертва символизирует безграничное сочувствие (каруна), стремление помочь людям в их страданиях. В руке он держит неразрушимый драгоценный камень. Он защищает от опасности, и призыв к нему (мантра), произносящийся как «ОМ MAНИ ПАДМЕ ХУМ», можно встретить начертанным на камнях, в т.ч. и драгоценных, на молитвенных аксессуарах и т.п. В Тибете Авалокитешвару ещё называют Ченрези.

См. также книгу Бокара Ринпоче “Ченрезиг – Господь Любви”

Ваджрасаттва – шестой Дхияни Будда. Непальские буддисты считают Ваджрасаттву жрецом Пяти Дхияни Будд. Он не представлен в Ступе, как прочие Дхияни Будда, однако ему, также как и всем остальным, посвящают священные раки для моления. Молитва, посвященная Ваджрасатве, всегда совершается в уединении, к ней не допускаются те, кто не имеет посвящения к таинствам Ваджраяны. Ваджрасатва изображается в двух формах – в одиночестве, и как Яб-Юм. Он всегда богато одет, имеет множество украшений и корону. Он белого цвета. Он сидит в медитативной позе со скрещенными ногами, как и прочие Дхияни Будды. В правой руке он держит ваджру, ладонь повёрнута от груди вовне, в левой руке, покоящейся на левом бедре – колокольчик (дханта).

Манджушри – «Бог божественной мудрости», поклонение которому подтверждает господство Дхармы, цепкой памяти, ментального совершенства и ораторского искусства. Манджушри также одна из форм Бодхисатвы. Он символизирует мудрость. В Непале его считают основателем непальской цивилизации и создателем Долины Катманду. В соответствии с традицией, он считается китайским святым. Его интуиция подсказала ему найти в большом озере в Непале лотос с голубым сиянием (символизирует Адибудду или Сваямбху). Он отправился в указанное место, чтобы совершить молитву, но вода не позволила ему добраться до нужного места. Тогда он срубил своим мечом южную часть холма, и вода из озера потекла на юг. Таким образом, образовалась долина, получившая позже название Долины Катманду. В правой руке Манджушри носит меч мудрости и света, а в левой, лежащей на цветке лотоса, манускрипт Праджняпарамиты (Книгу Божественной Мудрости). Левая рука сложена в жесте Учителя (Джяна мудра). Его также называют Манджугоз, Манджу Бара, Ваджранга и Вагисвара. Люди верят, что молитва в честь Манджушри дарует им мудрость, ум, память и т.д.

Ямантака – победитель смерти (Ямы). Он является гневной эманацией Манджушри. B такой форме он победил демона, властелина смерти (Яма). В своей наиболее простой форме – Ямантака имеет голову быка, две руки, корону из черепов и третий глаз. В правой руке он держит секиру, а в левой чашу из черепа. В художественном изображении он представлен с девятью головами, шестнадцатью ногами и тридцатью четырьмя руками, в которых он держит все символы тантры.

Бхайсайя Гуру известен как Будда медицины или врачующий Будда (на санск. Бхайсаджьягуру, т.е. Будда излечения). Изображается сидячим на троне – льве, тёмно-синего цвета. В левой руке – чаша с арурой, в правой – стебель этого неизвестного науке растения. Ещё его называют Будда-Врачеватель (Целитель). Считается, что правильное вознесение молитвы в его честь дарует сверхъестественную медицинскую помощь. Существует также мнение, что одно лишь прикосновение к его изображению может даровать эффективное исцеление от недугов. В Тибете его называют либо Буддой, либо Бодхисаттвой. Будучи Буддой, он имеет ум (небольшой выступ или выпуклость над переносицей), что является четвертой основной отметкой Будды, Ушиниша (выпуклость или небольшой выступ на черепе), что является первой из главных (основных) отметок Будда, а также короткие и вьющиеся волосы. На нём надета монашеская роба, его ноги скрещены. Левая рука лежит на колене в медитативном жесте, часто в левой же руке он держит медицинскую чашу. В правой руке, сложенной в мудре милосердия, он держит либо целую ветку, либо отдельный фрукт миробалана (лечебный фрукт, произрастающий в Индии, и других тропических странах).


Яб-Юм – это слово тибетского происхождения, состоит из двух слогов “Яб” и “Юм”. Слово “Яб” на тибетском означает «достопочтенный отец», а “Юм” – достопочтенная мать. Таким образом словосочетание “Яб-Юм” означает союз отца и матери, или их объятия.

Ваджра. Молния или бриллиант, являющийся твёрдым, неделимым целым, развеивает любые виды невежества. Ваджра также символ Индры в тантрических ритуалах. Ваджра, символизирующий мужской принцип, держится в правой руке, а Колокол, обозначающий женский принцип – в левой. Их взаимодействие ведёт к просвещению. Ещё одно название Ваджры – Дордже.

Колокол символизирует женское начало, означающее мудрость, или “пражня”. Во время религиозных церемоний колокол всегда используется вместе с дордже, при этом дордже держат в правой руке, а колокол в левой. То есть эти два предмета (колокол и дордже) всегда дополняют друг друга. Вместе они символизируют путь к Просветлению.

Мандала (или в переводе круг). Предмет для тантрической медитации. Это материальный объект для достижения концентрации и внутренней медитации, ведущей к достижению внутреннего озарения и активизации сил, кульминацией которых является “Сиддхи”, сверхъестественная сила. Мандала – это графическое воплощение данного процесса. Это не только теоретическое, но и практическое средство реализации духовных процессов человека, то есть это именно инструмент (Янтра). Существует множество вариантов Мандала, зависящих от сущности главного божества. Примером самой классической Манадлы может служить круг Дхияни Будда. Мандала символизирует, так называемый «Храм чистоты», магическую область, где происходит очищение от духовной грязи и нечистоплотности. Квадрат внутри большого круга – символ священного места. Его огораживают многочисленные окружности, символы пламени, Ваджра, восьми лепесткового лотоса (появляется только у строгих божеств).* * *

Хомакунда – с ведических времен огненный алтарь. Посредством огня люди приносят жертву богам.

Пустака (книга). Это символ трансцендентной мудрости. Такой символ сопровождает как буддистских, так и индуистских богов, таких как Брахма, Манджушри, Сарасвати, Праджнапарамита, Авалокитешвара, Васундхара, покровителей мудрости, знания и искусств. Иногда книга изображается расположенной на лотосе. В буддистской иконографии, Пустака – символ, представляющий Праджнапарамиту. Считается, что Будда доверил Нагам охранять знания, до тех пор, пока человечество не станет мудрым настолько, чтобы суметь самостоятельно постичь абсолютную мудрость. Последний 10й Гуру сикхов (направление, вышедшее из индуизма и ислама) – Гуру Гобинд Сингх провозгласил священную книгу «Ади Грантх» единственным Гуру сикхов.

Дакини – по-тибетски «Кхадро». Класс демонов-богинь, женский вариант Даков, мужского начала. Дакини буквально означает «женщина, идущая по небу». Она считается богиней, умеющей летать. Это также синоним слова праджня, поэтому, как олицетворение мудрости, все богини считаются дакини. Позднее определялись как женщина-партнер в тантрическом посвящении, поэтому дакини может быть как человеком, так и сверхчеловеком.
Дакини выражает собой постоянно меняющийся поток энергии, с которой должен иметь дело практикующий йогин на пути к обретению просветления. Она может являться в виде человеческого существа, как божество в мирной или гневной форме, а также предстает перед нами как игра сил феноменального мира.
Появление дакини, как правило, сопровождают три основных предмета: изогнутый нож, копье-трезубец, называемый катвангой, и чаша из черепа, наполненная кровью (санскр. «габала»).
Великая дакини Еше Цогель сокрыла многие тексты, записав их при помощи шифров; иногда целое учение кодировалось одной буквой, которая затем помещалась в земле, в камне, в дереве или в воде. Все сокрытые учения (терма) были написаны на языке дакинь. Предвидя упадок учения, Великий Гуру Падма Самбхава спрятал с помощью Еше Цогель, обладающей феноменальной памятью, многие тексты в разных местах. Он же предсказал, кто и когда их найдет.
Слово «терма» означает «спрятанное сокровище», которое в будущем должно быть найдено “тертоном”, человеком, который не только обнаружит, но и расшифрует этот текст. Текст терма, как правило, бывает написан на языке дакинь, и только тот, кто нашел его, бывает способен перевести этот текст на обычный язык. Содержание текста бывает различным, но оно всегда каким-то образом соответствует времени, когда тертону удается открыть это “спрятанное сокровище”.

Краун Будда – это Будда в позе медитации, непоколебимой, «как бриллиант». Он демонстрирует жест «Касания земли» и жест, характерный для исторического Будда Шакьямуни, его земных предшественников, а также Дхияни Будды Акшобья, непоколебимого.

 

Махакала – буквально «Великое время» – одна из двух ипостасей Шивы. Осовая форма и энергия Шивы – это время (Кала). В буддийском пантеоне можно найти несколько индуистских божеств. Махакала – это одно из индуистских божеств группы Брахма. Он один из восьми устрашающих богов буддийского пантеона, украшенный орнаментами в виде змей. У него собачьи клыки и отвисший живот. Он одет в шкуру тигра. Он тёмно-синего цвета. В обеих руках он держит трисулу и капалу. У него может быть оно лицо и две, четыре или шесть рук, или же восемь лиц и шестнадцать рук. Он является защитникам закона, поэтому в буддийских храмах ему отводят хорошее место возле входных дверей.* * *

Есть специальные практики, которые позволяли привлекать обычным людям богатство, удачу, долгую и счастливую жизнь.

Кубэра – Царь Хранителей, божество Северного направления


Кубэра – мирской хранитель, почитаемый как Защитник и Даритель богатства. Он с супругой, принцессой, живет на северной стороне нижних склонов горы Меру на небесах Четырех Великих Царей в роскошном дворце, залитом изумрудно-зеленым светом.
Как глава Хранителей Четырех Сторон Света он, возглавляя других, дал обет быть хранителем Учения.


Кубэра (Дзамбала) – глава класса, мирской хранитель, почитаемый как защитник и Даритель Богатства. Он с супругой, принцессой, живет на северной стороне нижних склонов горы Меру, на небесах четырех Великих Царей в роскошном дворце, залитом изумрудно зеленым светом.
Как глава Хранитель четырех сторон света, он, возглавляя других, дал обет быть хранителем учений Будды Шаккмуни, а также, несметных богатств.
Тибетские Ламы, практикующие Кубэру (Дзамбалу) всегда имели долгую и удачную жизнь. Провинции, где они жили, всегда процветали, а население жило в достатке и богатстве.
Это посвящение дает посвященным значительный материальный подъем, успех в делах.
Практика легкая – 1 раз в месяц необходимо начитывать текст и весь месяц все будет сыпаться как из рога изобилия (при условии, что посвященный будет трудиться, а не лежать на диване). И так (по желанию) каждый месяц, через месяц и т.д.