Экспедиция в арийское племя Да-Хану в Северных Гималях.

Летом 2003 года группа Фонда совершила экспедицию в Ладак – горный район в Северной Индии. В ходе поездки мы побывали в монастырях у Е.П. Сонама Джорфала Ринпоче. Посетили высокогорное плато Чангтанг с его чистейшими озерами.


Но самым поразительным открытием было посещение долины Ариев Да –Хану, в среднем течении Инда, у индо-пакистанской границы. Этот район является единственным на сегодня местом компактного проживания древнейшей ветви этнически несмешанных ариев, сохранивших через тысячелетия часть своих традиций. Племя относится к народности дардов, имеющей арийские корни. С древности дарды заселяли большую часть Северных Гималаев, Памира, Хиндукуша, Занскара и Ладака. В период средневековья в ходе усиления буддийского влияния с Востока и мусульманского с Запада, замкнутый горами этнос дардов была практически ассимилирован молодыми и энергичными этносами. Долина Да-Хану сегодня – один из последних осколков Арийского прошлого, где вы сможете своими глазами увидеть, как жили наши общие предки тысячи лет назад.

Согласно классическим санскритским источникам Дарада Дэша – «страна Дарадов» на Севере от Индии, имела свое древнее установленное место на карте еще в период ранней этнической экспансии арийских племен на равнины Индии. Дарады упомянаются в Рамаяне, среди племен окружающих Индию. В Махабхарате дарды упомянаются несколько раз. Как платящие подати Юдхиштхире золотыми слитками, как входящие в состав союзного войска Пандавов…. Дарды упомянаются в таких древних источниках и легендах, как Бхагавата пурана, Манусамхита, Вамана пурана, Ваю пурана, Брахманда, Матсья пурана….


В греческих, римских и персидских источниках, как у Геродота, Куртиуса, Юстина и других, повествующих о этно-социальной ситуации I тысячелетия до н.э. о дарадах говорится, что они платили подать Персидским царям, и их территории составляли часть седьмой сатрапии – Гандхары. Александр Македонский прошел страну Дарадов насквозь, но не встретил людей – они бежали в неприступные горы.

Описанные в источниках дарды имеют свои ярко выраженные арийские особенности в культуре и традициях. Они не отождествляются индийскими авторами как индусы, и признается их древность по отношению к арийцам Индийской равнины. Традиции были уже долгое время устоявшимися и чётко оформленными на момент первого упоминания Дарадов, в Рамаяне. Сами они утверждали, что предки их пришли с Севера. В разговорном языке и песнях до сих пор присутствуют мягкие формы звуков и множество слов с большим количеством гласных. Во всех формах искусства в долине Ариев присутствуют Свастичный и Солнечный символы. Резьба – украшения на домах, одежда, старинная посуда и домашняя утварь. На одежде они носят живые цветы, в орнаментах много природных и астрономических символов.

Этнически племя Да-Хану составляет особую группу, не смешивается с другими жителями этих мест, обращенными в мусульманство дардами и тибетцами – ладакцами. Социально это – родовая община, управляемая старейшинами. Религия смешанная – буддизм и традиционные верования и обряды. Жреческая каста уже перестала существовать, хотя старейшины являются хранителями родовых знаний. Мы увидели на груди у каждого члена племени необычный круглый родовой амулет. Потом выяснили, что это защита Рода, и носится амулет всегда, где бы человек ни жил, и что бы ни одевал. Ни при каких условиях, и ни за какие деньги арийцы не соглашались продать нам амулеты. Вернувшись в Лех – столицу Ладака, я перерыл все антикварные лавки и забросил все возможные сети по атрибутам племени Да-Хану.

 И удача улыбнулась нам, ибо я приобрел, элементы орнамента для украшения одежды, женские амулеты с точками и мужские амулеты с двумя кругами, рядовых членов племени, из меди и латуни, возрастом около 200 лет.

И серебрянные!…

Один жреческий амулет с изображением 12 лучевого Солнца, цветов и листьев.

Два амулета вождей. Малый, изображающий всадника на лошади с мечом в анфас. Большой, показывающий всадника на коне, скачущем вправо. Прямой меч в руке. На голове шапка с перьями!

Позднее, при исследовании сходных головных уборов носимых в срединной Азии в разные времена я идентифицировал эту шапку, как восточно-скифскую! Остроконечная шапка на всаднике с амулета вождя племени поразительно сходна с раскопаной золотой шапкой скифско-сакского вождя V века до н.э. из кургана Иссык около Алма-Аты.

Эти саки были зароастрийцами, хотя и с некоротыми отклонениями от Персов периода Дария. То, что на амулете изображена именно такая шапка, может говорить о средневековом копировании древнего амулета. Это изображение вождя-прародителя, каким он был в древности.

 Теперь все эти амулеты в России и могут быть использованы для исследований.

Вместе с письменными источниками, легендами самого племени говорящими о приходе с севера,  амулет доказывает их семиреченское происхождение. А это в свою очередь ведёт к ещё более древним корням. Возможность новых открытий в новой экспедиции, которую мы планируем на август 2006 года очень вероятна.

Евгений Лугов