Маха Шиваратри

Маха Шиваратри ( ночь великого Шивы) имеет большое значение в этом месте Лингасхана ( местность лингама или фаллоса). Именно здесь Шива возник в виде столба перед Брахмой и Вишну. Здесь также бытует священная традиция, по которой Линга был ниспослан в Муластнам ( буквально: «коренная местность») в это благоприятное время.
Когда Брахма и Вишну поприветствовали Шиву и употребили для его прославления светильники, жертвенные нити, гирлянды, ладан, камфару, сандаловую пасту и другие прекрасные предметы, которые входят в жертвенный арсенал для поклонения всеобщему владыке (т.е. Шиве). Все эти предметы были расставлены там с таким расчетом, чтобы можно было поклоняться Шиве постоянно.

Придя в безграничное восхищение и благоговение, изумленный бог Шива провозгласил священный день в память об этом поклонении, назвав его Шиваратри-самый священный из священных дней.«Дорогие чада, я ликую при виде вашего поклонения по случаю святого дня.Поэтому этот день будет известен как Шиваратри, самый священный из священных дней, приятных мне. Поклоняющиеся в этот день будут поститься днем и ночью.Они будут совершенно отрешены от любых чувств.
Господь Шива
Они будут поклоняться изо всех сил. И не будут никого обманывать. В это время добродетель растет, как прибой в океане. И очень благоприятными станут водружения моих изображений в этот день и впредь. День, когда я возник в виде огненного столба, соответстввует звезде Арудра в месяце Маргаширша (ноябрь – декабрь), о мое дитя. И поскольку я появился в виде лингама на поле битвы, это место впредь будет именоваться Лингастхана.»Шивапурана- глава 9. Видьяшварасамхита, том 10-18.

Мой друг, поклоняясь Шиве в день Маха Шиваратри описанным образом, поклоняющийся получает тот плод, который накапливается у тех, кто постоянно поклонется Шиве в течении года. Поклоняющийся обязан соблюдать пост (Вират), днем и ночью, отрешившись от всех чувств, ублажать Шиву цветами как можно больше. А когда мы поклоняемся Шивалингаму ( т.е. фаллосу Шивы), мы оказываем честь и обожествляем самого великого Бога. Поступая таким образом именно в день Шиваратри и славя его указанными приношениями, мы определенно идем по пути спасения.

У нас есть многочисленные обязанности которые мы должны исполнять ежедневно в течении нашей кратковременной жизни. Но когда наступает Махашиваратри, это время считается абсолютно благословенным, и мы можем обратить свой разум к Богу, чтобы могли помнить высшее божество всего мира.

« Это пора, когда добродетель поклонения мне возрастает подобно океанскому прибою на рассвете. И празднества, сопровождающиеся водружением моих изображений в этот день весьма благодатны». Махашивапурана.
 
Обычно Шиваратри приходится на промежуток между двумя периодами Амавасья, т.е. перед индуистским Новым Годом. На этот счет имеется особая причина. Это особый момент, когда совмещаются три орбиты земли, луны и солнца. Именно тогда и начинается для нас Новый Год. Это начало года для небожителей. Таким образом, когда совпадают три ночи – небесная, солнечная и земная – это ночь для нас на земле с 6 часов вечера до 6 часов утра, т.е. ночь Махашиваратри.Махашиваратри, которая прославляется в темную половину месяца, празднуется, когда Чатурдаши , т.е 14 день длится до полуночи, и это путь, который предназначается для нас в этом мире в виде повторного пробуждения в полное божественное сияние – сияние истины. День – это время, когда многие из нас должны трудиться, хотя есть и люди, имеющие ночные обязанности. После тяжелых трудов дневных мы стараемся найти время для того, чтобы помочь другим. И в результате, когда наступает ночь, мы начинаем потягиваться и зевать. Многим из нас трудно бодрствовать и мы уже почти засыпаем.Вполне естественно , что устав от своих обязанностей и действий, мы нуждаемся в отдыхе, чтобы встать наутро свежими и бодрыми. И когда благодатная пора Шиваратри наступает, это 6 часов вечера. Хотя многие из нас еще не чувствуют усталости в это время, когда этот период длится весь день напролет и всю ночь, чтобы завершить свой цикл в 6 утра, мы можем оказаться утомленными, т.к. не привыкли обходится без отдыха.
На закате барабанным боем приглашают духов из окрестных гор в храм Вирупакши на праздник Махашиваратри. Индия. Карнатака. Хампи. Февраль 2004г.

Тем не менее, поскольку этот праздник является особым случаем, ночью, посвящаемой Шиве, это, в сущности, время, когда мы должны стараться бодрствовать. Поверь мне, когда мы не спим в эту особенную ночь, это напоминает превращение всего темного в нас в светлое. В эту ночь мы постимся (Вират) не только физически, но и духовно, отказываясь от нежелательных мыслей, которые мешают нам усовершенствоваться.«О, встань же, ибо уже рассвет
Сколько можно тебе
Есть, пить, умирать и разлагаться.
И сколько можно пребывать
В тенетах сансары»

Катхо Упанишада

В «Пуранах» поясняется, что мы обязаны постится и бодрствовать в ночь Шиваратри. Писания также указывают на то, что для блага наших душ и привыкания к дисциплине мы должны блюсти пост хотя бы раз в неделю, или в две недели, или же в месяц,или же, если это невозможно, то раз в шесть месяцев, а если и это невозможно, то раз в год поститься и бодрствовать именно в ночь Шивы. Таким способом мы побеждаем все темные силы, находящиеся внутри нас. В это особое время для Шивы мы отмечаем его величие. Нам следует уподобляться охотнику, который, даже ничего не ведая, бодрствует в эту ночь и достигает спасения. И таково величие Шивы в эту ночь, что охотник, проведший всю ночь в кустах, поджидая добычу, чтобы утолить свой голод, бессознательно совершает молитву (Джапа), и достигает с помощью великого Шивы божьей милости- пищи для души и спасения.
«Итак, поклоняющиеся, будем молиться Шиве, исполняя ритуал, ритуальные обеты Шиве, чтобы получить благословение его милосердия, молитвы и мантры вечные во славу Шиве. Шива возликовал при виде преданности душ и дарует спасение.»
Маха Шивапурана.

Шива является абсолютной высшей истиной. Он самосущ, самоосвещаем. Он бесконечен, вечен, неделим, неуловим и непогрешим.Шива совершенен и абсолютен. Он – высшее «Я», недоступное бренности, полон вечного добра, вечного сознания. Он бесконечная причина вселенной. Он также ее свидетельство. Он единственная трансцедентная истина, чья природа также едина, всеобща и целостна. Он – воплощение знания ( Джанавиграха ).Шива совершает все открытия во всех объектах опыта. Он также проводящий все испытания во всем. Он полон вечного сознания. Шива – самоудостоверяющий благодатный и добрый. В нем – и прошлое, и настоящее, и будущее. Он – владыка всех времен. Наделенный всемогуществом Шива создает миры своей мощью, называемой пракрити. Он управляет пракрити посредством собственного «Я». Как познать Шиву? Шива превозмогает пределы простого опыта. Он может быть познан посредством праджни – интуиции, испытываемой путем духовного сознания, освещаемого им самим. В день Шиваратри храм АруначалаШвар бывает полон многими поклоняющимися, совершающими прадакшину (даяние) в третьей и второй пракарамах.
Ночь Шиваратри, около 2 часов после полуночи, в храме Вирупакши. Индия. Карнатака. Хампи. Февраль 2004 г.
Муластана кишит молящимися, которые стремятся попасть туда на церемонию прославления его имени и особого благославления. Дороги, окружающие святую гору Линга, тоже переполнены поклонниками, совершающими обход Шива Линга. Эта ночь весьма благодатное время для поклонников, обращающимися мыслями к происхождению Линга, восседающему на земле на этом самом месте. Поклонники осознают, что это Лингастхана ( место Линги) и стараются исполнить все причитающиеся обряды со всеми необходимыми атрибутами, перечисленными выше, включая также воду и колокольчики.
Храм АруначалаШвар был построен у подножия святой горы Аруна Линга. По мере того, как поклонники совершают круговой обход вокруг храма и взирают на строения, воздвигнутые еще в древние времена, они идут вместе с Шивой. По мере того, как они проходят над камнем и под Гопурамом , они присоединяются ко всем своим пращурам в поклонении Шиве. Всем сердцем и душой они прикрепляются к Шиве, освящающему это место.Паломничество к Священной Горе Аруначала, февраль 2004 г. фотоальбом• Шива (санскр. – «Благой»), источник плодородия и разрушения мира, персонифицирующий единство противоположностей аскетического мироотречения и эротической энергетики.
• Брахма – Бог творец, создатель
• Вишну – Бог хранитель, предержитель   Перевод с английского Зав. Кафедрой языков Южной Азии Ташкентского Государственного Института Востоковедения, профессор Шаматов Вад Насретдинович.материал подготовил Александр Кучеренко