Буддизм
Любовь и Сострадание является сущностью Буддизма. На тибетском языке это известно как Нин-Джи. Это сострадание ко всем чувствующим существам Вселенной, но больше всего к себе самому. Нужно освободить себя от человеческого страдания, что в конечном счете приведет вас к высшему сознанию в духовном поисках.
Поклонение не является центральной основой буддизма, но в развитии традиции Будда сам стал объектом поклонения. Для ищущих он – форма образцового человека, который достиг Просветления и стал Буддой. Благодаря ему все практикующие, монахи или миряне понимают, что они сами – потенциальные Будды.
.Вместе с древними божествами индийской традиции, в буддизме почитаются Бодхисаттвы. Все они находятся внутри Вселенской системы Закона – Дхармы. Дхарма, как у индусов, так и у буддистов изучается и становится средством и формой совершенствования. Закон Вселенной – практический и всеобъемлющий. Душа человека также находится внутри него. Она естественно и интуитивно воспринимает философию, принципы и символы своей эволюции. Воспринимая импульсы Дхармы – Вселенского Закона извне и изнутри Душа приобретает более глубокое понимание собственной природы, и так достигает совершенства.
Третья система Буддизма – Алмазная Колесница – Ваджраяна. Еше ее называют Алмазными ступенями Восхождения. В ней буддисты, как и родственные им индуисты, следуют Тантризму – мистической практике до-ведических времен. Это индивидуальная практика, в которой среди нас рождаются совершенные Будды и Бодхисаттвы. Под руководством небесных и земных учителей каждый практикующий должен пройти весь путь в бессмертие и совершенство Нирваны. Абсолютная Пустота – изначальная и необъяснимая природа всего Сущего во Вселенной. Исходя из этой вечной Загадки, мы, по обретении огромного опыта бесчисленных воплощений в разных формах и мирах, в конце концов, возвращаемся к своему источнику.
Символы как Священное Искусство
Возникая из глубоко мистической духовной сферы Индии, Гималаев и Тибета, буддизм естественно принимал, впитывал практику, философию и принципы ведической традиции. Духовные практики Совершенствования были повсеместны. Они не были заимствованы, но впитывались с рождения из сакральных знаний самой земли Индии и Гималаев.
Таким образом, буддизма Алмазных Ступеней имеет ту же основную философию, принципы, ритуальные атрибуты и символы индуистского Тантризма.
Искусство Тантриков имеет для своей цели Совершенствования практику высочайших уровней восприятия Реальности. Оно несет в себе многоуровневую сознательную деятельность человека. Мы как бы живем одновременно во многих состояниях: в нашем мире времени и форм, а также и в мирах более совершенных качеств. По Единой природе информационно энергетических полей Вселенной, мы находимся в постоянной связи со всеми уровнями, охватываемыми нашим сознанием. Реализуя свои задачи в тонких совершенных мирах, мы как бы материализуем их в нашем плотном мире. Это касается наших любых мыслей, чувств, слов, идей. Взаимосвязи миров всегда использовались самыми выдающимися людьми для постоянного эволюционного прогресса человечества. Духовное искусство является визуальной метафизикой. Это неразрывный синтез внешнего и внутреннего мира. Единство человека со всем неизмеримым Космосом – реальная действительность.
Священные Символы – аллегорические, и в то же время совершенно реальные продукты творческих проявлений безграничных Космических сил. Их реальная сила и значение лежат в их метафизических связях со вселенскими принципами, стихиями, силами. В системе символов реальные связи и взаимодействия видимы и ощущаемы. Они становится практическими помощниками для эволюционного Просветления.
Священные Символы вечны, они сохранили свои формы и силу через многие тысячелетия, помогая бесчисленным поколениям практиков. Вневременность – изначально присущее им качество, представляющее их принадлежность высшим состояниям Вселенной, но не нашему миру времени, пространство и форм. Искусство Духовной практики имеет своей целью освобождение человека от невежества. Это происходит путем реализации и накопления в жизни интуитивно постигнутых знаний. И здесь помощь системы духовных атрибутов и символов незаменима.
Символы, атрибуты взаимосвязаны и формируют целостное устойчивое постижение доктрин и вселенских качеств. Так человек открывает в своем сердце, как и во всем внешнем мире, бессмертную искру Единого Бога, имеющего множество в Единстве и Единство во множестве.
Физический мир является мастерской, чтобы реализовывать внутреннюю, присущую нам по рождению действительность – Бессмертие Души.
О некоторых божествах тибетского буддизма
Ваджраяна
Четыре Благородных Истины и Восьмеричный Путь, Тхеравада-Хинаяна и Большая Колесница Махаяна являются оригинальными и исключительными понятиями буддистов. Ваджраяна или Алмазные Ступени была принята как подготовка практикующих к быстрому достижению высшей точки в духовных поисках.
Ваджраяна, Алмазный Путь – наиболее мощная система из всех практиков буддистов.
Махаяна – Большая Колесница, также известная как Срединная Доктрина, есть общая традиция на Азиатском Континенте, и конкретно в Гималаях и Тибете. Она коренным образом согласуется с Ваджраяной, что все живые существа содержат в себе изначальный потенциал Совершенства. Традиция требует помощи просветленного учителя, чтобы помочь нам достигать Просветления.
В Махаяне Просветление – групповое устремление к достижению Абсолютной изначальной Пустоты. Требуется множество жизней каждому, чтобы очиститься и наработать практики для достижения Нирваны.
Алмазные Ступени Восхождения утверждают, что Просветление может достигаться в течение единственной целой жизни. Это происходит благодаря мощному силовому методу проработки материальных форм и кармы прошлых воплощений,
Ваджраяна включается в Махаяну как мистическое учение. Это – реальный дух, свет, которые освещают и возвышают весь буддизм. Центральным, высшим методом практик является йоговская медитация.
Йоговская медитация – высший метод и в достижении Мокши – освобождения в Индуизме. Обе родственные традиции приняли методы и символы из вечных духовных сфер. Обе имеют общие атрибуты и символы. Основа для системы медитации также единая – три принципа названых Тригуя.
Янтра – Священные символы Духовных энергий.
Мантра – Священные формулы звуков Высшего Сознания.
Тантра – Священные позы тела и формы его материальных сил.
Ваджраяна, как и практика индийских йогов шактистов, практикует все три принципа действия вместе в сконцентрированном мощном пути к Просветлению. В Тибетских Алмазных Ступенях есть три специальные Атрибута – Символа.
Колокольчик – символизирует мужской принцип, Метод.
Ваджра (тиб. Дордже) – символизирует женский принцип, Мудрость. Это алмазная молния, неразрушимое устремление и чистота Просветления.
Четки (санскр. Мала) – символ Пути Просветления и его уровней.
При пении мантр часто используется джапа-мала (четки). Четки делаются из различных пород дерева, например, из священного дерева туласи (такие четки используют преданные Кришны или Вишну) или рудракши, сушеные плоды дерева рудракши (Eleocarpus ganitrus) (шиваиты). Это дерево растет преимущественно в Гималайском регионе, встречается в Непале, Бутане, на Яве. Определяют 21 разновидность, «лик» рудракши. Лики рудракши (сам термин означает «глаз Рудры») представляют разные силы и способны даровать различные милости. Четки из рудракши являются одновременно талисманом, который можно носить на себе. Например, трехликая рудракша представляет Агни (огонь), и такие четки используются для отваживания неудачи и обретения богатства и образования. 11-ликая рудракша представляет Господа Индру; считается, что если ее держать в укромном месте или кошельке, то там начнет расти немыслимое богатство. А женщины, которые не могут зачать, способны избавиться с помощью этой рудракши от всех своих проблем.
Четки из других материалов — хрусталя, драгоценных камней, золота, серебра — используются для чтения мантр, направленных на обретение материального благополучия.
Нить четок насчитывает 108 бусин; 108 — священное число. 1 символизирует высшую энергию, Божество; 0 — совершенство Божественного творения, а 8 — вечность. Иногда в практиках ради материального богатства применяются нити с меньшим количеством бусинок (30 и так далее).
Одна бусина размером больше других и называется бусиной Кришны, горой Меру (центр земли, на трех вершинах которого живут боги), и так далее. Она рассматривается как божество мантры. При перебирании четок она знаменует начало нового круга чтения мантры. Число кругов определяется для каждой мантры свое. Четки положено хранить в надежном месте и никогда не бросать на землю.
Используя четки, адепт развивает правильное чувство времени. Четки помогают лучше сосредоточиваться на мантре и ее сути. Отсчитывать бусины надо по часовой стрелке с первой бусины, от Меру, когда вы завершите круг, то есть, прочитаете 108 раз мантру, на каждой бусине по одной мантре, и придете снова к Меру, то не надо пересекать ее, а следует считать в обратном направлении — против часовой стрелки. Четки надо держать на среднем пальце и перебирать их с помощью большого пальца, соединив безымянный, мизинец и средний вместе — это означает, что вы преодолеваете качества материального мира и в результате духовного преображения восходите к знанию единства. В начале практики мантры рекомендуется, чтобы указательный палец не касался четок, ибо он символизирует эгоизм, но по мере трансформации сознания и очищения от эгоизма советуется указательным пальцем, который символизирует также душу, индивидуальность, постепенно передвигать четки к большому пальцу, олицетворяющему Высшее Сознание. Это будет символизировать единение индивидуального сознания с Высшим через каждое дыхание, через каждую мантру, через каждую бусину. Счет полных кругов производится на левой руке или с помощью камешков или бусинок.
Четки должны быть постоянно с вами, они будут вам напоминать о духовной практике. Четки — мощное оружие для управления умом. Это кнут, который ведет ум к сверхсознанию. Четки — большая ценность, чем золотое ожерелье, ибо они помогают в достижении духовных целей. В тантрах говорится, что четки — это само божество (дэвата).
Четки следует держать в чистоте, за них не следует браться, не омыв предварительно рук. Четки, на которых долго повторяют мантру, обладают магической силой, способной заживлять раны и целить болезни.
Для чтения мантры нужно найти спокойное, лучше уединенное место (если это не совместное воспевание). Минимальное время для пения — обычно примерно 5 минут, в течение которых следует полностью сосредоточиться на мантре, успокаивая ум и тело. Если мантра направлена на духовное освобождение, садиться следует лицом на север, если для выполнения материальных желаний — на восток.
Сидеть следует в той позе, которая вызывает наибольшее удобство. Не должно испытываться никакого физического дискомфорта. Существуют специальные асаны для мантра-медитации (например, известная поза лотоса), однако, если пребывать в них затруднительно, можно отложить их практику на более позднее время.
Четки следует держать на уровне чакры сердца, что символизирует преданность и желание выйти за пределы низшего я. Согласно вайшнавской традиции, четки перебираются большим и средним пальцами правой руки.
Мистические Символы Востока общие и почти идентичны для индуистов и буддистов.
Ом
Самая священная мантра, которая известна людям с до-ведических времен, как первый звук в рождении Вселенной. Это имя Единого проявленного Бога, творца всего Сущего.
Символ OM – мистический звук, слышимый в глубокой медитации. ОМ – непостижимый Парабрахман, Творец Творцов. Записанный на языке богов санскрите единый ОМ разделяется на А-У-М, то есть становится тремя. Они также представляют индийские принципы проявления Единого: Брахму, Вишну, Шиву, троицу Индуса.
Когда ОМ читается или поется, он очищает и просветляет. Происходят определенные внутренние активизации духовных энергий в человеческом теле. ОМ, как святейшая из всех мантр, является началом большинства священных формул и мантр. ОМ наделяет Силой Единого другие Мантры. ОМ поется перед любым делом или начинанием, чтобы обеспечить его успех.
В Ведах говорится, что ОМ существовал перед Творением и после него. Это будет нерушимый и следовательно символ Бесконечного. ОМ присутствует в тишине и представляет весь проявленный и непроявленный мир.
Мандала
Священный духовный символ. Как духовное устройство для высших ритуалов и практик было известно еще с до-ведического времени. Было принято последователями как индийских так и буддийских йогов.
В Ригведе гимны собраны в мистические круги – Мандалы. В Рамаяне Лакшман, брат Рамы, сделал духовный защитный круг вокруг Ситы, перед тем как должен был оставить ее одну в джунглях.
В переводе с санскрита «Манда» – «Ограниченное, защищенное». «Ла» означает – «то, что содержит, защищает или удерживает». Таким образом, это – круг, который удерживает и защищает то, что содержит. В мистической традиции Ваджраяны мандала – дворец, что содержит духовное существо – ее божество.
Мандала также и символическое изображение, модель Вселенной. Божество Мандалы формирует характер изображения модели Вселенной, показывающий ее особенные качества, присущие этому принципу-Божеству. Мандала – символический графический объект, визуальная форма для медитации. Это нужно в высших практиках для запуска сверхъестественных Космических энергий, спящих в человеческом теле.
Наилучшая мандала делается Просветленным учителем для ученика и не продается, а дарится. При создании мандалы, учитель должен голодать и лично в медитации выходить в ее духовные сферы.
Схема мандалы может быть сделана на земле, камне, металле или кристалле, но обычно на дереве или бумаге. Наилучший материал – кристалл или металл (золото, медь). Кристалл должен быть чистый, бесцветный, и прозрачный, который может быть огранен, чтобы фокусировать свет в вершине.
Мандалу начинают с точки. Затем чертят линии, расширяя их в определенных направлениях. Получаются геометрические треугольники. Вокруг них обводится круг, и вписывается в квадрат.
Прямые треугольники вершиной вниз представляют мужской принцип, треугольники вершиной вверх женский принцип. Круг представляет динамическое сознание Творца. Квадраты снаружи круга – физический мир связанный в четыре направления. Лепестки лотоса вокруг круга представляют сфокусированные созидательные энергии и принципы. Центральная точка является местом нахождения Владыки Мандалы.
Творческий процесс создания мандалы является соединением внутренних и внешних сил в духовной модели. Цель в том, чтобы растворить дуальность мира, его деление на Я и не-Я. Когда мандала завершена, она Посвящается конкретному божеству. Напевается нужная мантра, и она расписывается священными слогами Санскрита, чтобы превратиться в место силы Бога – «духовную электростанцию».
Схематическая модель мандалы становится Янтрой. Символом и энергией духовной практики.
Центром мандалы может быть икона, священный объект, атрибут, подобно лингаму, трезубцу Шивы, диску Вишну. Но для реальной мощности они должны быть освящены в ритуале, чтобы стать Янтрой.
В буддизме вся Мандала представляет «Дворец совершенной Чистоты», где все препятствия и преграды удалены. Квадрат представляет «Священный сокровенный Дворец», который окружен кругом пламени, четырьмя ваджрами, восемью местами, отсекающими двойственное восприятие мира, и лотосом. Внутренняя центральная площадь Мандалы – центр взаимодействия и благословения где мы и божество становятся реально Единым.
Янтра
В Буддизме священная мандала – янтра. Она содержит видимую и ощущаемую концентрированную энергию в мандале.
Термин имеет два аспекта: «Ян» – управление и «тра» – средство защиты. Янтра – инструмент, которым надежно направляется психофизическая энергия йога. Направление имеет и качества защиты.
Среди индусов и буддистов изготовление мощных Янтр практически аналогичная процедура. Наилучшая делается Просветленным учителем для ученика и не продается, а дарится. При создании Янтры учитель лично при медитации выходит в духовные сферы. Божества и вселенские принципы для освящения Янтры частично общие в обеих традициях, а некоторые относятся только к буддистам. Янтры бывают многих типов по их задачам для практики. Например, в посвящении Сурьи – растущего Солнца – янтра украшается желтыми цветами, поливается шафрановой водой, ладаном. Центр ее становится дворцом Сурьи – горой Меру, духовным центром Вселенной. Лучшие Янтры для практики и как священные атрибуты делают из металла (золота или меди). Они концентрируют человеческие и божественные энергии пространства. Работают как духовные антенны, настроенные на Божественные сферы, воспринимая их нужные качества.
Шри Янтра
Самая священная из Янтр. В Алмазных ступенях Шри Янтра известна как Калачакра. Она считается высшей мистической мандалой. Внутренний и внешний мир объединяются в Шри Янтре, как микрокосм и макрокосм в Едином.
Значение ее в Единстве активного и пассивного принципов Вселенной в их многополюсном слиянии. При этом время и пространство представляются относительными категориями. В Шри Янтре проявлен фундаментальный принцип существования Камакала. «Кама» есть активность, «ка» излучение, рождение, а «ла» означает завершение или поглощение. Форма представлена треугольником, а изначально, он сделан из трех точек. Итак, в Шри Янтре заключена тайна всего проявленного, рождение, развитие и растворение Вселенной.
Калачакра
У индийских йогов известна, как Шри Янтра. В переводе с санскрита это «Колесо Времен», высшая Тантра буддистов. Поз-тибетски произносится Дем-чок. Очень популярна и священна на Востоке, часто изображается на танках или в росписи монастырей. Калачакра генерирует внешние и внутренние силы проявленного мира. Калачакра в своей объемной форме выражается мандалой, подобна ступе или дворцу божества. На вершине ее, центральная точка – гора Меру – Кайлас. Смысл Калачакры – достижение совершенного состояния всезнания. Практика Калачакра тантры дает возможность достигать Просветления в течение одной жизни.
Считается, что учение Калачакры рождено и сохраняется на Кайласе, где оно присутствует вечно. Практика Калачакры особенно важна в тяжелые времена войн, бедствий и трудностей. Посвящение Калачакры очень любимо Его Святостью Далай Ламой, высшим ламой линии передачи. Хотя и некоторые другие Ламы могут передавать эту практику. Далай Лама часто подчеркивает, что она самая мощная в запуске Духовного Просветления у человека. Только Далай Лама может проводить Посвящение много раз. Обычные Ламы делают не более трех передач в жизни.